Эра добычи «легкой» нефти подходит к концу, ставя перед ведущими нефтегазодобывающими компаниями новые задачи, такие как разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. К их числу относятся месторождения с вязкой и битуминозной нефтью, мировой суммарный объем которой сегодня почти в 5 раз превышает объем остаточных извлекаемых запасов нефти малой и средней вязкости. Наиболее крупными запасами располагает Канада - 522,5 млрд. т. и Венесуэла - 177,9 млрд. т. В числе активов компании ТНК-ВР два крупных месторождения высоковязкой нефти, которые входят в тройку крупнейших в России: это Ван-Еганское в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Русское в Ямало-Ненецком автономном округе. В ближайшей перспективе компании предстоит разработка и обустройство этих активов, поэтому специалисты отдела инжиниринга Департамента реинжиниринга и инжиниринга месторождений Центра экспертной поддержки и технического развития ТНК-ВР (ЦЭПиТР) изучили мировой и российский опыт в области проектирования, обустройства и эксплуатации наземной инфраструктуры месторождений с высоковязкой нефтью. - Помощь в сборе информации оказали ведущие специалисты по наземной инфраструктуре инжиниринговых компаний Канады, которые имеют на своем счету более 20 успешно реализованных проектов по комплексному обустройству месторождений битуминозной нефти в Канаде и Венесуэле, - рассказывает руководитель группы экспертного сопровождения отдела инжиниринга ЦЭПиТР Сергей Нотов. В связи с высокой вязкостью в пластовых условиях, для добычи используются термогравитационное дренирование пласта (в пласт для разогрева нефти закачивается пар), различного рода растворители и химические реагенты, снижающие вязкостные свойства нефти, а также шахтный способ добычи (Ухта, Россия) и даже карьерный на северо-западе Канады, где компания «Syncrude» разрабатывает битуминозные пески. В «сырой» нефти Русского месторождения в ЯНАО содержание парафинов и асфальто-смолистых соединений низкое. При условии решения проблемы ее транспортировки, это позволит выпускать масла высокого качества, которые возможно применять в авиационной и космической технике. Однако транспорт вязких, битуминозных эмульсий и нефти по трубопроводным системам сопряжен со значительными трудностями. - В соответствии с техническими условиями по подключению объектов нефтедобычи к системам магистрального транспорта ОАО «АК «Транснефть», - поясняет Сергей Нотов, – допускается сдача нефти только I типа (до 850 кг/м³ и вязкость не более 90 сСт), тогда как у товарной нефти Русского месторождения плотность 946 кг/м3, вязкость 546 сСт. В Венесуэле для решения этой проблемы обезвоженная вязкая нефть транспортируется на нефтеперерабатывающий завод, где происходит процесс апгрейдинга (высокотемпературного крекинга) с получением товарных продуктов битума (до 40%) и нефти I типа (до 60%). Часть полученной нафты (оборотной) возвращается на установку подготовки нефти и используется в качестве разбавителя для обеспечения подготовки и транспорта вязкой нефти. Оставшаяся же часть используется для производства бензинов. Использование таких дорогостоящих технологий на активах ТНК-ВР было бы неэффективно. Наиболее оптимальным вариантом, по мнению специалистов, является процесс смешения (блендинга) нефти с растворителями (легкой и средней нефтью с соседних месторождений). - Учитывая грядущие перемены, связанные со слиянием активов ТНК-ВР с активами компании «Роснефть» и возможного перенаправления потоков легкой нефти через Ванкор, возможно, для Русского месторождения потребуется применение новых технологий. Одной из наиболее привлекательных по технико-экономическим критериям, на наш взгляд, является технология «висбрекинга» (получение синтетической и полусинтетической нефти при более низких температурах 140-180°С). Эта технология находится в процессе разработки и, по оценке экспертов, станет большим прорывом, способствующим оптимизации капитальных затрат при разработке месторождений с вязкой и битуминозной нефтью, - заключает Сергей Нотов.
|